ВОЗНЕСЕНСКИЙ: «Волей Божьей я еду в Иваново…» (1)
До 1932 года наш город назывался Иваново-Вознесенск. Потом, как говорят, богоборцы добились отмены церковной приставки. И получилось просто Иваново. Но не иначе как Иваново-Вознесенцами называли актёров Ивановского молодёжного театра, куда бы не приезжали они со своим знаменитым спектаклем «Парабола». Андрей Вознесенский стал любимым и лейтмотивным автором для режиссёра Регины Гринберг и её актёров. На протяжение 30-ти лет не было сезона, когда со сцены Молодёжного не звучал бы Вознесенский.
Впервые Регина Гринберг стала работать над стихами Вознесенского
ещё в 1964 году. Она поставила концертную программу «Молодые современники». Когда афиши, на которых крупно сверкало: А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, появились на стендах, она услышала раздражённое: «Заклеили весь город подонками!».
Ещё так относилось ивановское начальство к новому поколению поэтов, особенно после хрущёвского крика. Именно над головой Вознесенского, кстати, размахивал он своим кулаком.
Но именно Вознесенский оказался особенно близок режиссёру.
Его сложные стихи драматургичны, в них скрыт внутренний конфликт. Вскрыть этот конфликт – задача театра. Задача амбициозная и увлекательная. Так говорила Р. Гринберг. И тогда все сложности становятся понятными. И тогда Вознесенский берёт за душу.
Вопреки начальству, следующую работу Регина стала делать целиком по Вознесенскому: поэтический концерт «Лирическое наступление». Он вышел в 1965 году. К этому времени Хрущёва сняли, и начальство, слава богу, малость успокоилось.
А Регина Гринберг уже грезила о настоящем большом поэтическом представлении. Спектакль-исповедь «Парабола» по стихам А. Вознесенского в сценографии Э. Неизвестного вышел в 1966 году.
Автора приглашали на премьеру, потом на спектакли, неоднократно игравшиеся в Москве. Вознесенский каждый раз был в отъезде. В порядке компенсации он пригласил коллектив Молодёжного театра на свой творческий вечер в ДК МГУ. Тогда и состоялось первое знакомство (фото вверху)
В Иваново Андрей Вознесенский приехал
только в ноябре 1967 года. Сначала спектакль посмотрела и одобрила его жена Зоя Богуславская.
«Я был поражён Молодёжным театром, тем, что здесь отсутствует так называемая самодеятельность. Это совершенно современная труппа. Чёткое режиссёрское решение Регины Гринберг и Эрнста Неизвестного; профессионально и современно работают ребята. Они не только на планке нашей страны. Я недавно был на Международном фестивале. Уверен, что этот театр получил бы там один из первых призов», — напишет он потом.
А тогда он выступал после спектакля, всю ночь общался с режиссёром и актёрами, читал им новое, неопубликованное. Тогда он узнал, что в Иванове у него есть настоящие друзья, родственные души, чувствующие и понимающие его, как мало кто ещё. Тогда он безоговорочно признал право Р. Гринберг по-своему монтировать его стихи и строчки, создавая сценические композиции…
Я, к сожалению, пришёл в театр через полгода
и слышал только рассказы об этой встрече. В частности, Регина Михайловна рассказывала мне, что Вознесенскому очень понравились чёрные шарфики под белыми воротниками рубашек у актёров «Параболы». Художником спектакля был Эрнст Неизвестный. Это он придумал. Тогда Вознесенский сказал, что обязательно переймёт этот стиль.
И ведь он действительно стал фирменным стилем Андрея Андреевича. В дальнейшем к нему приложил руку Пьер Карден, с которым поэт был дружен. Но принцип сохранился.
С тех пор не прерывались дружеские и творческие отношения нашего режиссёра с поэтом.
В 1969 году Р. Гринберг выпустила «Озу»,
превратив в самостоятельный спектакль фрагмент «Параболы». Много Вознесенского было в «Памяти друга», вышедшем в 1973 году. Потом в Молодёжном театре родилась «Мозаика», которая стала, по словам режиссёра, нашей «Чайкой».
Я рассказывал ранее о наших встречах с любимым автором во время московских гастролей «Мозаики» в Голубом зале «Комсомолки» в 1977 году, а также в ЦДРИ в 1982 году.
А.Вознесенский и Р.Гринберг после спектакля «Мозаика», г. Москва, ЦДРИ, 1982 г.
Тогда он написал:
«Милые и любимые мои ивановцы! Ивановский князь Регина! Спасибо! Успехов, риска! Восторг! Регина – чудо, актёры божественны!..»
Этот спектакль мы играли 18 лет, он прошёл более 500 раз.
В начале 90-х прекратилось профсоюзное финансирование городского Молодёжного театра, работавшего в клубе фабрики им. Балашова. Тогда многие подобные народные театры перестали существовать. Мы ещё телепались какое-то время.
Вознесенский приехал в Иваново в декабре 1993 года.
В.Вознесенский и Р.Гринберг в музее Молодёжного театра, г. Иваново, 1993 г. Творческий вечер в фонд Молодёжного театра, г.Иваново, 1993 г.
Он провёл великолепный творческий вечер в пользу театра. Но главное: он хотел убедить власть и деньги имущих спасти Молодёжный театр. Вот фрагмент его выступления по местному телевидению:
«Я очень люблю то, что делает Регина. Это фанатик искусства и в то же время большой мастер. Здесь в Иванове, раньше Таганки, впервые начался поэтический театр, впервые в стране.
Я с трудом переношу, когда актёры читают стихи, разбивают строчку по смыслу. Есть авторское чтение и поэтическое чтение. И вот два театра (сначала Регинин театр, потом театр на Таганке) читают стихи, как поэты. Они берут главное — интонацию, они не теряют ритма, музыки. Не случайно в спектаклях Регины столько музыки. Я очень рад, что стихи попали в такие творческие руки.
Сейчас им особенно трудно. Идеологических структур нет, но рынок создаёт новую цензуру, держит в своих лапах всё. Дай Бог им выжить! …Надеюсь, что патриоты Иванова, местные Морозовы, театру Гринберг – это наша национальная гордость! – не дадут умереть».
Это поступок, эти слова – настоящего друга!
Вот какие стихи он посвятил Регине:
Кто на землю Обетованную,
кто в Дюбай летит на серпе.
Волей Божьей я еду в Иваново
в новогодний подарок себе.
Вся страна следит за терактом,
и актёрам дают кредит.
Я согреюсь душой в театре,
что сегодня без средств горит.
Сдам на вешалку скорби и хлопья.
В зале женщина ласковых лет
будет воздух ладонями хлопать,
как оладьи, которых нет.
Те несбыточные оладьи,
меж ладоней кричащий свет
подадут и мне бога ради
ту надежду, которой нет.
Увы, никакие надежды не оправдались.
Иваново тогда официально называли «зоной экономического бедствия».
Денег у театра не было. Мы тем не менее продолжали играть спектакли, хотя, конечно, реже, чем обычно. А года через два клуб и вовсе сгорел. Огонь уничтожил всё имущество Молодёжного театра: костюмы, реквизит, оформление спектаклей, аппаратуру, инструменты…
Но время от времени нам всё-таки удавалось организовать творческие вечера. На чужих площадках, с заимствованными аппаратурой и инструментами. И тогда в Иванове снова звучал Вознесенский.