Театральная страница

Искусство театра

(монолог на открытии капустника)

«Искусство театра…. Мерцание свечи, разряд молнии, фантом, призрак, сияние в воздухе, фантазия… Нечто, существующее только пока идёт спектакль. Ни до, ни после — никакого искусства, чертовщина одна.

Сам сочинил — сам читаю

Искусство театра… Художник творит, создаёт декорацию. Потом объясняет коллективу, что вот эту фермочку  два мальчика двумя пальчиками легко будут поднимать на верхотуру. Сам радуется: вот ведь как здорово придумал. Потом весь коллектив, обливаясь потом и надрываясь, будет тянуть канаты. Поднимать тяжеленную конструкцию и проклинать изобразительное искусство. «Два мальчика, двумя пальчиками….»

Искусство театра… Отгремели аплодисменты. Зрители разошлись, переполненные впечатлениями и восторгами. Тут режиссёр Регина Михайловна начинает разбор спектакля…  Разнос спектакля! Артисты чувствуют себя круглыми дураками и бездарями, только и способными нарушать режиссёрские установки. С тем и расходятся заполночь.

— Давайте-ка  начнём спектакль с атаки,

—  говорит на репетиции режиссёр Регина Михайловна.

— Ну-ка все взбегайте на помост, падайте и ползите.

Артисты взбегают на помост, тянущийся к сцене от центра зала. Падают и ползут поперёк настила. Приползают с содранными коленями, локтями, порванными штанами. Стенания их искренни. Встать они не могут. Ноги-руки болят и не гнутся.

— Очень хорошо – говорит режиссёр Регина Михайловна – давайте-ка ещё раз.

-Ой, ай.у-у-у… стонут артисты.

— Только резче падать надо, резче и ползти энергичней…

-Ой, ай….-

— Энергичней надо, энергичней! Это вам атака!  Что вы, словно крадётесь куда-то!

-Ой, ай…

-Ещё энергичней! Быстрее, быстрее!

Искусство театра!


Актриса Надежда Романова стоит посреди сцены.

Она репетирует роль Ольги Генкиной  из поэмы Евтушенко «Ивановские ситцы». Регина Михайловна показывает как надо:

— У носильщика бляшка медная.

  У носильщика ряшка вредная…  Жёстче, Надя!

Заведующий постановочной частью  Геннадий Леонидович выполнил задание режиссёра. Он изобрёл систему барабанов, благодаря которым сверху должно начаться струение ситцев. Волнообразное красивое ниспадение. Теперь он готовится показать это режиссёру.  Он держит верёвочку и ждет реплику.

— Для него чемодан с револьверами – это

  Каждый мыслящий на Руси!

Геннадий Леонидович дёргает верёвочку. Вся куча ситцев, и не подумав струиться, срывается с барабанов и падает на голову актрисы.

Надежда произносит: «Ой…» и теряет фокус.

Режиссёр Регина Михайловна говорит:

— Геннадий Леонидович, чего-то не то…

И вновь сосредотачивается на работе с актрисой.
Геннадий Леонидович бубнит:

— Да сам вижу, что не то. Неужели то! Как это я думал-то? Не так, наверное, надо было сделать-то…

Регина Михайловна показывает:

-Для него чемодан с револьверами –это

 Каждый мыслящий на Руси!… — жёстче это надо, жёстче!

Геннадий Леонидович бурчит, глядя на свои барабаны под потолком,

— Как же это надо было сделать? Может верёвочку с другой стороны…

Регина Михайловна:

— Жёстче, Надя, — Каждый мыслящий на Руси!

Посреди сцены одиноко качается актриса Надежда Романова, пытаясь поймать фокус и сделаться хоть немного мыслящей. Прямо над её головой, красиво играя в лучах, разрастается пыльный гриб.

Искусство театра!

Едем на гастроли с «Мозаикой».

Для этого надо забить до отказа своим имуществом огромные полости КАМАЗа с прицепом. Основное – части разборного амфитеатра, который мы повсюду возим с собой.

— Опять свои поджопники повезли! — раздражённо  бурчат профсоюзные дамы, которым вот где это искусство театра.

Нам нужно: прибыв на место, вынести всё из зала. Разгрузить КАМАЗ и внести в зал своё. Хорошо, если этаж окажется не выше третьего, а бывало даже и шестой. Всё смонтировать, закрепить амфитеатр, завесить стены зала чёрным. Установить  станки, светофоры и прожектора. Подключить, опробовать, провести прикидочную репетицию. Сыграть спектакль, выслушать разнос. Разобрать всё, упаковать, загрузить опять в КАМАЗ. Вернуть зал в исходное состояние. Завтра будет то же самое в другом месте.

Искусства театра в этом водовороте – короткая вспышка.

Теперь одна задача – донести свою гудящую башку до подушки. Гостиница наполняется сопением спящих артистов. Периодически то один, то другой:    « А-а-а…текст…а-а-а…забыл…а-а-а…фу-ты, слава богу, приснилось»        

А снится, чёрт побери, всё же искусство театра. »         
  
 Ивановский молодёжный театр.

С конца 50-х и до конца 90-х годов двадцатого века это название, как и имя бессменного руководителя театра Регины Михайловны Гринберг было на слуху едва ли не у каждого ивановца, даже далеко не театрала.

Что же касается театралов, для них Молодёжный был не просто любимым театром, но неким духовным, культурным центром города.

Обратив на себя внимание московских критиков первым же спектаклем, Ивановский молодёжный театр каждой последующей работой подтверждал класс. Он по праву считался одним из лучших любительских театров страны.

В жанре же поэтического представления по общему признанию — был обладателем уникальных достижений. Так сказать, абсолютного первенства.

Меня судьба свела с этим коллективом и с этим режиссёром в 1968 году и не отпускает до сих пор.

На этой странице хочу рассказать о талантливом человеке, о дружном и увлечённом коллективе. О живом и важном деле, которое они делали. О временах, которые они не выбирали.      

Начинаем с рубрик «Про режиссёра»   и «Про актёров и спектакли«

 Потом  дополним  другими.