Про актёров и спектакли

СТИХИ ВОЗНЕСЕНСКОГО. РЕЖИССУРА ГРИНБЕРГ (3)

После «Бани» всё больше Регина Гринберг стала заниматься поэзией.

 Вместе со Станиславом Малинкиным, Юрием Разиным, Светланой Трохиной, Валерием Корягиным, Маргаритой Беккер и другими опытными актёрами, которые не просто вписались в новый поворот, а активно поддержали Регину. Включились в поиски ключей, которыми можно по-настоящему открыть прекрасные стихи.

Вскоре афиша их литературного концерта «Молодые современники» (1964 г.) с именами Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадуллиной и других появилась на стендах города. Тогда они услышали в свой адрес возмущённое: «Заклеили весь город подонками!». 

Ещё не затянулись следы хрущёвских разборок с интеллигенцией. Ещё критика творчества нового поколения советских поэтов была в основном язвительно-отрицательной да с политическими ярлыками. Разумеется, Регина прекрасно знала это, знала, что попадёт под огонь. Но тем азартней она этим занималась.

Особенно по душе пришлись ей сложные стихи Андрея Вознесенского.

 Она открыла, что в них содержится внутренний конфликт. Что они по природе своей театральны. Если вскрыть этот конфликт, если театрализовать стихи Вознесенского, то они вдруг становятся совсем не сложными. Просто написанными современным языком.

Она поняла, что стихи эти неотделимы от авторской интонации. И её актёры стали поначалу копировать интонации Вознесенского, чтобы потом, когда его стихи станут уже их собственными мыслями и словами, от копирования осталась только естественная и необходимая мелодика.

Сколько же раз от разных людей приходилось мне слышать, что Молодёжный театр открыл им Вознесенского! А тогда Регина Гринберг сделала по Вознесенскому целую самостоятельную концертную программу «Лирическое наступление» (1965 г.) и замыслила настоящий спектакль.

В 1966 году в Молодёжном театре вышла «Парабола».

Лишённое концертности поэтическое представление со сквозным эмоциональным сюжетом. Спектакль-исповедь, как значилось в подзаголовке.

Оформлять спектакль она пригласила скульптора Эрнста Неизвестного – героя одного из страстных стихотворений А.Вознесенского, вошедших в композицию, «Неизвестного реквиема». Оказавшись близким по мироощущению Вознесенскому, Э.Неизвестный понял Регину. А она – поняла Неизвестного.

Эрнст Неизвестный сдаёт худсовету эскизы оформления спекталя «Парабола», 1966 год

На сцене висела огромная белая маска, наполовину улыбающаяся, наполовину плачущая. Регина при помощи соответствующего освещения заставила эту маску когда надо плакать, а когда надо — саркастически смеяться. Вообще театральный свет всегда у неё играл большую роль, а в «Параболе» стал важнейшим выразительным средством.

Но главными, конечно, были актёры.

А среди них первенствовала великолепная троица: Светлана Трохина, Юрий Разин и Станислав Малинкин. Они не читали стихи, тем более, не декламировали их. «Среди турусов и колёс» они жили в образах многоликого лирического героя, грустя и ёрничая, ликуя и погибая всерьёз….

«Парабола» вышла на полгода позже знаменитых «Антимиров» в Театре на Таганке тоже по Вознесенскому. Но все, кто видел и «Антимиры», и «Параболу», единодушно отдавали первенство спектаклю Ивановского молодёжного театра. Я – в их числе.

«Антимиры» были всё же чередой номеров, хороших номеров. Между ними действие останавливалось. «Парабола» игралась и воспринималась на одном дыхании. Переходы от эпизода к эпизоду продумывались специально, репетировались едва ли не столько же, как и сами эпизоды.

Поиски световых эффектов, музыки, интонаций, пластического рисунка были направлены на то, чтобы возникала непрерывность восприятия.   Регина сияла, когда кто-нибудь в очередной раз отдавал предпочтение «Параболе» перед «Антимирами». И сама с удовольствием многократно цитировала эти оценки.

Юрий Любимов оставался любимым и самым авторитетным режиссёром для Регины Гринберг, а его Театр на Таганке – самым близким по духу и направлению поисков театром.

Однако в жанре поэтического представления,

спектакля по стихам поиски именно Регины Гринберг носили наиболее последовательный и глубокий характер. По признанию специалистов, ей принадлежат вершинные достижения в этом жанре. Первым из них, безусловно, является «Парабола» А.Вознесенского. 

«Парабола» заставляла думать, поднимала острые темы, по-настоящему волнующие современников. В ней не было ничего формально антисоветского, но и ничего уже от «русла официальной пропаганды», с которым всё больше расходились и они, и их зрители.

«Парабола» прогремела на фестивале поэтических спектаклей

в Перми, получив там безусловное первенство, во Владимире, в Дубне. В Москве она игралась в Доме учёных, в МГУ, на сцене филиала Малого театра.

Особенное значение имел успех «Параболы», сыгранной в старом здании «Современника» на площади Маяковского. Там её увидели многие театральные деятели Москвы и просто театроманы. От этого спектакля берёт начало подлинная и долговременная известность Молодёжного театра и его режиссёра в столице.

Мне приходилось спустя много лет встречать людей, помнящих этот спектакль, высоко ценящих Регину Гринберг и знающих город Иваново только потому, что там есть Молодёжный театр.

Ещё задолго до премьеры, репетируя «Параболу», особенно эпизод из поэмы «Оза», Регина увлекалась так, что переставала замечать течение времени, прочие события. Только стихи А.Вознесенского. Для неё не существовало других целей и задач. Что они вместе с актёрами выделывали! Какую «Озу» сочинили! Сколько работали, забыв всё на свете!

В ноябре 1967-го сбылась мечта Регины Гринберг.

В Иваново приехал сам А.Вознесенский. Он восторженно принял «Параболу», отдав ей безоговорочное первенство перед «Антимирами» ….

Андрей Вознесенский с актёрами Молодёжного театра после спектакля «Парабола», г. Иваново, 1967 год.

Увы, вскоре по ряду причин играть спектакль прекратили.

Спустя год, для нас, студийцев, они сыграли эпизод по поэме «Оза». Регина устроила этот показ как учебно-воспитательное мероприятие. Актёры, успев соскучиться друг по другу, истосковаться по работе, по Вознесенскому, по Гринберг, играли, как боги. Мы смотрели на это чудо, разинув рты и не веря своему счастью.

Андрей Вознесенский (о спектакле «Парабола»):

«Я был поражён молодёжным театром, тем, что здесь отсутствует так называемая самодеятельность. Это совершенно современная труппа. Чёткое режиссёрское решение Регины Гринберг и Эрнста Неизвестного; профессионально и современно работают ребята. Они не только на планке нашей страны. Я недавно был на Международном фестивале. Уверен, что этот театр получил бы там один из первых призов».

И.Золотусский, литературовед, критик, г. Москва (из рецензии в журнале «Юность»)

«Только сейчас я понял: Вознесенского надо играть. Это поэт сцены, поэт, пишущий для актёра. Вознесенский, прочитанный наедине, «не тот» Вознесенский. Он спрятан в строке, как огонь в спичке. Спичка должна чиркнуть о коробок – Вознесенскому нужно столкновение.

Это не серия чтений, не концертные номера – это организм, из которого не вырвать ни куска. Это исповедь одного человека, разыгранная в лицах. Стихи соединены ловко и умно: они просятся один за другим, они напрашиваются. Их соседство противоестественно-неизбежно, они и притягивают, и отталкивают друг друга. И маска смотрит на всё это, то смеясь, то плача»

2 комментария

  • Ольга Тихомирова

    Андрей Исаевич, спасибо! Анализ, замечательные воспоминания, факты! Как они необходимы для нас, тоскующих, по тем эмоциям, энергиям. Для будущих исследователей истории города и его культуры. Как здорово , что яркий планетарный свет театра продолжает струится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *