Про актёров и спектакли

ВОЛОДИН. «ЯЩЕРИЦА». Остановка на полном ходу (11)

В 1979 году на фестивале в Ташкенте мы с особым интересом и пристрастием смотрели великолепный спектакль Челябинского театра «Манекен» «Две стрелы» по пьесе А.Володина из его цикла «детективов каменного века». К тому времени мы уже решили  ставить «Ящерицу» — пьесу (вернее, киносценарий) из того же цикла.  Александр Володин был любимым драматургом Регины Гринберг, она считала его нашим гением. Давно была знакома с ним лично. Надо было видеть, с какой любовью и нежностью рассказывала она о его чудачествах, шутках, выходках, как серьёзно и многозначительно – обо всём, что он писал и говорил.

А.Володин изобрёл свой собственный способ исследования

человеческой природы и отношений, написав цикл пьес: «детективы каменного века». Его героями были люди как бы того века, когда только зарождалось то, что теперь стало характерным для общества. И хорошее, и плохое. Первая любовь и первые подлости. Первый интриган и властолюбец-Военачальник, первый демагог-Красноречивый, первые подхалимы и трусы, первые люди чести и борцы за правду, первые политики, радеющие, всяк по-своему, за народное счастье.

Эти пьесы появились в эпоху, когда в условиях идеологического пресса, несвободы, именно театр стал особенно притягателен для думающих людей, отдушиной. Там в иносказательной, притчевой форме художники умудрялись говорить то, что открыто говорить не разрешалось. Пьесы А.Володина из этого ряда. Регина увлекла нас идеей постановки «Ящерицы».

Началась работа.

Из каких-то тряпок, верёвок, старых колготок девчонки-костюмеры сплели-связали костюмы первобытных людей. Не далеко от клуба треснул и представлял опасность огромный старый тополь. Его распилили на части, приготовив к вывозке куда-то. Регина бросила идею использовать части этого дерева для оформления спектакля, и мы дружно, как муравьи, притащили на сцену два здоровых бревна и какие-то сучья.

Она придумала расположить эти брёвна горизонтально друг на друге на металлической оси. Это было сделано. Получилась выразительная конструкция, превращающаяся то в крепость, то в лодку, то в жилище. Всё зависело от того, как эти брёвна развернуть друг относительно друга.

Она поставила с нами массовые ритуальные, воинственные танцы,

ритуальную сцену погребения погибшего. Подобрала музыку, придумала, как она умела, сложный выразительный свет. Пошла работа над сценами, диалогами. В ней были заняты практически все участники «Мозаики» и вся студия.

К концу 1981 года она созрела для того, чтобы пригласить на репетиции своего любимого драматурга. Для этого работа должна быть доведена до очень серьёзного этапа. И этот этап наступил.

Александр Моисеевич Володин приехал к нам из Ленинграда в декабре 1981 года.

Он оказался человеком с обнажёнными нервами.  Его до слёз тронула наша «Мозаика». После спектакля, во время организованного в его честь застолья, он разразился страстным ярким монологом.

Мы, разумеется, были наслышаны о знаменитых монологах Володина. Но чтобы понять, что это такое, нужно было хотя бы раз это услышать лично и так близко. Он говорил нам о нас, о Регине, о значении того, что мы делаем. Во время монолога он ещё раз прослезился. 

На следующий день его привёл в восторг спектакль «Бертольд Брехт говорит…». Александр Моисеевич окончательно расположился к театру и в первую очередь, конечно, к Регине.

На репетициях «Ящерицы»,

на которых Володин не просто присутствовал – участвовал в них, он тоже заводился. Он готов был немедленно утвердить любую нашу отсебятину, если она не разрушала образ. Более того, бросался на ходу сочинять новые реплики нашим персонажам, если решение эпизода, придуманное Региной, давало для того основания.

Главное, он увидел новые возможности для своей пьесы, которые возникали при её прочтении поэтическим театром. Регина рассказала ему, что думает ввести в спектакль его стихи, и даже песни, на них написанные. Одна-две песни у нас уже были сочинены.

Он читал нам, надиктовывал на магнитофон множество своих стихов – маленьких, удивительных по своей простоте и мудрости поэтических зарисовок. Некоторые ещё не были опубликованы, некоторые, ставшие впоследствии известными, написаны в поезде по пути в Иваново. Он показывал нам эти маленькие листочки с только что сочинёнными строчками.

Володин уехал воодушевлённым.

Сцены из «Ящерицы» мы несколько раз показали публике. Приняты они были с восторгом.

Увы, вскоре из спектакля выбыли два ведущих и казавшихся незаменимыми молодых актёра. Такие потери присущи любительскому театру: у людей меняется семейное или служебное положение, другие личные обстоятельства. В данном случае оба они уезжали из города.

Равноценных замен найти не удалось. Время шло, репетиции «Ящерицы» так и не возобновились. Режиссёр сосредоточилась на работе над новым студийным спектаклем.

В предыдущих статьях я писал о премьерах, выпущенных в пятое пятилетие Молодёжного театра. Писал и об остановке работы над «Ивановскими ситцами» Е. Евтушенко, как о серьёзном поражении. Несчастливая судьба «Ящерицы» — ещё одна потеря того же пятого пятилетия.

2 комментария

  • Татьяна

    О «Ящерице» в Молодежном много слышала и только в восторженных интонациях. Как жаль, что спектакль так и не вышел. Чуть-чуть не успела застать его репетиционный процесс.
    Спасибо за память, за рассказ «из первых уст», за повод перечитывать, беседовать.

    • admin

      То, что «Ящерица» так и не вышла — это действительно трагедия. Столько общего труда, столько интересных актёрских работ…. Коротко написал. Хоть какая-то память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.