Про режиссёра

НАСТОЯЩИЙ РЕЖИССЁР. Благодарное слово мастеру (9)

В рубрике «про режиссёра» я пытался с разных сторон, хотя бы отдельными штрихами, представить читателям Регину Михайловну Гринберг. Наш режиссёр, наш мастер достойна благодарной памяти.

45 лет она тащила театр сквозь все препоны, создавая спектакли, о которых неизменно писала центральная пресса. Которые были любимы и ценимы зрителями и специалистами. По общему признанию, режиссёр Р.Гринберг достигла вершин в постановке поэтических спектаклей. Не зря она получила почётное звание Заслуженный деятель искусств РФ.

Даже после пожара, уничтожившего помещение и всё имущество театра, она долго продолжала работать, не давая раскиснуть ни себе, ни коллективу. Создавались радиоспектакли, организовывались творческие вечера, концерты.

Регина Гринберг обладала трудным характером перфекциониста.

С ней было очень непросто. Но, спустя время, мы, актёры её театра, почти не вспоминаем о её характере. У нас масса ярких и радостных воспоминаний о времени работы в Молодёжном театре. И в центре всегда наш режиссёр – главный магнит, втянувший нас когда-то в эту завораживающую карусель.

Вспоминается, как Регина Михайловна входит в зал….

До этого мы сами, выполняя её задание, что-то репетировали: массовые сцены, переходы, что-то в этом роде. У радиста вечно гудело. Электрооператор постоянно запаздывал с переключениями света. Актёры то и дело сбивались, забывали текст или какие-нибудь свои действия. Добродушно журя друг друга, мы возвращались к началу. Много говорили. Каждый хотел высказаться, внести творческий вклад. Работая вполсилы, мы тонули в разговорах.

В зал входит Регина Михайловна

и направляется к своему режиссёрскому пульту. Аппаратура перестаёт гудеть, световые вариации становятся точными. Актёры прекращают говорильню, их действия приобретают осмысленность и значительность. Они начинают светиться. Одного присутствия Регины достаточно для этих метаморфоз.

Регина Михайловна приступает к работе. Волны, исходящие от неё к сцене, накрывают актёров, приподнимают, опускают, опрокидывают, ставят на ноги, обжигают, увлекают. Актёры светятся всё ярче. Сначала отражённым светом, потом — вырабатывая и направляя в зал уже собственную энергию. Они начинают чувствовать и думать в унисон с ней, с головой погружаясь в совместный поиск интонаций и смыслов. Здесь и сейчас происходит нечто важное, самое важное, единственно важное. Актёры обретают убеждённость, что их занятия – то дело, которым стоит заниматься, если вы не хотите разменять свою жизнь на пустяки. Регина Михайловна заводится. Пространство и время сжимаются. Атмосфера накаляется. Актёры обжигают крылья, падают, снова и снова устремляются туда, куда зовёт она, за ней….

Два или три раза на моей памяти, посреди страстной Регининой тирады, под ней внезапно разлетался на мелкие части стул. Оказавшись вдруг в неловкой позиции на полу, она смущалась и смеялась. Но только ей приносили новый стул, возвращалась к тому, на чём вынужденно остановилась. Она не позволяла ни себе, ни нам растерять состояние. Причина происшествия даже не обсуждалась: мы больше удивились бы, если б бедняга-стул уцелел в этом пекле….

Московская художница складывала свои эскизы, отвергнутые Региной.

В который раз у режиссёра ничего не вышло из попытки найти понимание со сценографом. А ведь сама она пригласила именно эту художницу, предварительно посмотрев несколько спектаклей, оформленных ею в московских театрах. Сама добивалась специальной дотации в облсовпрофе для приглашения этой известной художницы. Теперь после бурных препирательств они отказались от продолжения совместной работы.

К несчастью, я стал свидетелем того, как безобразничала Регина, рассматривая результаты творческих мук художницы. И теперь я испытывал жуткую неловкость перед этой женщиной. Заметив моё состояние, она стала меня утешать:

— Ничего страшного. С настоящими режиссёрами всегда трудно. А она – настоящий режиссёр. Это уж мне поверьте – у меня опыт. Настоящий режиссёр виден сразу. Их ведь единицы. Чаще бывает: режиссёр – миляга, работать одна приятность, зато потом смотреть нечего. А ваша Регина — божьей милостью режиссёр….

Последний большой творческий вечер состоялся в марте 2002 года. Отмечалось 75-летие режиссёра и 45-летие созданного ею театра. Здоровье всё больше подводило её.

Жизнь без театра, без выступлений для Регины Гринберг обессмысливалась. Будучи уже немощной, она продолжала говорить о творческих встречах, концертах, которые нужно бы организовать. Тогда — она была в этом убеждена — её состояние улучшится, тогда она поправится….

Регина Михайловна Гринберг скончалась на 79-м году жизни 11 июля 2005 года.

Проститься с режиссёром собралось-съехалось не только множество её актёров всех поколений, но и  других людей. Для многих Регина Гринберг и её театр многое значили в жизни. Со многими она когда-то непременно конфликтовала. Теперь они сменяли друг друга в почётном карауле у её гроба. И говорили о ней возвышенно, и провожали в последний путь аплодисментами….

В начале марта 2007 года  в дни 80-летия со дня рождения режиссёра

и 50-летия театра  в Иванове вспоминали Регину Гринберг. Три дня продолжались юбилейные мероприятия, организованные возродившимся специально для этого Советом коллектива.

Общественность города откликнулась с энтузиазмом. Уникальной роли Регины Гринберг в культурном пространстве Иванова, в развитии театра было посвящено немало высоких слов. «Большое видится на расстоянии».

О её причудах, её тяжёлом характере говорили с юмором, говорили, как о законном праве безмерно талантливого человека.

Её театральные поиски,  достижения как сценариста, режиссёра, художника по свету, музыкального оформителя, степень её воздействии на умы и сердца зрителей, её незаменимость отмечали серьёзно и прочувствованно. И благодарили судьбу, и благодарили Регину.

В художественном музее была открыта выставка, посвящённая работе Регины Гринберг и Эрнста Неизвестного над сценографическим решением спектакля «Парабола».

Актёры всех поколений собрались

и устроили творческий вечер, который назвали: «Общий сбор». Месяц репетировали, поражаясь собственной ответственности, преданности делу, да просто – чокнутости. Зал был заполнен верными зрителями Молодёжного. Атмосфера была та, та самая, какая неизменно возникала на спектаклях Регины Гринберг: тёплая, трогательная, возвышенная. В адрес режиссёра со сцены и из зала звучали благодарные признания.

Потом актёры собрались на традиционный банкет-капустник. Они вновь ощутили себя актёрами Её театра.

И те, кому было чуть за тридцать, и те, кому перевалило за семьдесят, чувствовали родство друг к другу. Они радовались возможности вновь оказаться в своей среде, в этой неповторимой атмосфере Молодёжного театра. Пели, шутили и не могли наобщаться. И благодарили Регину за то, что она всех нас свела, обожгла, увлекла, приобщила к настоящему. Дала нам право не стыдиться своей молодости. За то, что она была в нашей жизни.

PS. В.Чернов, журналист, писатель, г. Москва.

-…Театр поэзии. Театр такой сценической формы, где музыка, свет, чтение и пластика равнозначны. Стихи читаются, стихи поются. Выпуклы, объёмны их слова.                                                                               

И зал театра всегда полон, зал вслушивается жадно, зал вдыхает слова, зал вздрагивает, зал думает. Я видел слёзы на глазах сидящих рядом….                                   

…Актёры приходят к зрителю, чтобы говорить с ним. Они говорят глаза в глаза, лицом к лицу. Они рассказывают о себе, обнажая тайники души собственной на той пронзительной ноте, которая вызывает у слушателей внезапный прилив встречной откровенности. И не сомневаешься ни на секунду, что молодые актёры произносят собственное, в муках рождённое и выношеное слово….                                                                       

…Театр накопил такой опыт работы с поэтическими спектаклями, какого нет, наверное, ни у одного театра в стране. Он мог бы стать (так полагают специалисты) базой, центром обучения будущих режиссёров поэтических театров. Р.М.Гринберг – единственный в стране режиссёр, у которого настоящая и своеобразная школа работы с актёрами, произносящими со сцены стихи. Этого не умеют делать и профессиональные актёры. Именно поэтому столь велико изумление всех специалистов, которые впервые попадают на спектакли Ивановского молодёжного театра поэзии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *