ГОРЬКИЙ. РУССКИЕ СКАЗКИ И РУССКИЕ БЫЛИ
Недавно исполнилось 85 лет, как умер пролетарский писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). В связи с этим событием в интернете появилось несколько публикаций, посвящённых жизни, смерти и совсем чуть-чуть творчеству Горького. Редкий случай, когда вдруг вспомнили о Горьком.
А ведь было-то! Улицы, города, пароходы, самолёты назывались в честь него. В школьной программе изучали подробно. Горький — классик советской литературы, основатель соцреализма, главный писатель.
А ведь и правда: писатель-то замечательный.
В своё время гремел по всему миру. Пять раз его выдвигали на Нобелевскую премию! Это когда Горький ещё жил за границей, и отношения с советскими властями у него были, мягко говоря, натянутыми.
Но сотрудничество с большевиками всё равно не могли ему простить. Премию не дали, несмотря на поддержку ведущих мировых литераторов того времени.
Кстати, по тем же причинам и сейчас о нём почти не вспоминают. Дал себя уговорить, вернулся. Попал в «золотую клетку». И хотя так и не написал очерка о Сталине, которого, как говорят, тот усиленно добивался, всё равно – замазался.
Какое же всё это упрощение!
Рассуждения и оценки политиков о литературе применительно к злобе дня сразу нужно выбрасывать в корзину. Горький отнюдь не был чужд политики. Но ведь как талантливо он писал! «Жизнь Клима Самгина» — тонкое исследование влияние политики на жизнь и жизни на политику. Наблюдения, размышления, сомнения, внутренние терзания…
В мою жизнь, в жизнь Ивановского молодёжного театра Горький ворвался в 1968 году со своими Русскими сказками. Наш режиссёр Регина Гринберг заболела идеей спектакля по этим малоизвестным Русским сказкам Горького.
Эти сказки, написанные в 1912-1917 годах, печатались тогда же в большевистской «Правде», получили высокую оценку самого Ленина.
Конечно, в них имелась ввиду традиционная, лапотная, дореволюционная Россия с угнетаемым, обманываемым, унижаемым народом. В 1968 -м, казалось бы, всё было совершенно по-другому.
Но, чёрт возьми, как же остро, злободневно они воспринимались и тогда.
«Егорка, ступай надергай фактов из истории в доказательство того, что она не повторяется, и наоборот…»
«Жили-были Иванычи – замечательный народ! Что с ним ни делай – ничему не удивляется!
Есть деньги – пьёт, нет денег – думает: «Эхма, хорошо бы выпить!..»
«Однажды начальство, утомясь в борьбе с инакомыслящими и желая, наконец, опочить на лаврах, приказало наистрожайше:
«Сим предписывается привести в наличность всех инакомыслящих, без стеснения извлекая оных из-под всяческих прикрытий, а по обнаружении искоренить дотла различными подходящими для того мерами».»
«Мальчик! Ступай уважать старших!»
«Хосю плотестовать!»
«Эх, мать честна!
Вот придет весна,
Малость мы поохаем
Да с голоду подохнем!
Русский народ — веселый народ…»
«Предписывается искренно любить начальство. А виновные в неисполнении сего подвергаются…»
«Братцы, а не довольно ли уж претерпели мы от центральных личностей?»
«…даже и в терпении должна быть соблюдаема умеренность»
Это всё перлы из Русских сказок. А вот ещё:
«Жила-была баба, скажем – Матрёна, работала на чужого дядю, скажем – на Никиту, с родственниками его и со множеством разной челяди»
Матрёна в этой сказке – это Россия. Никиту недавно (в 1964-м) отставили. Как же об этом хрущёвском десятилетии Горький в 1917-м мог знать? Вот мы смеялись!
Режиссёр, конечно, уравновешивала эти сказки «Песней о Буревестнике», «Песней о Соколе», «Легендой о Данко», отрывками из романа «Мать», хроникой арестов в царской России. Спектакль назывался «Были и сказки».
Но всё-таки сказки эти, разыгранные озорными скоморохами, перетягивали внимание на себя, делая спектакль невероятно острым, переполненным аллюзиями. Как было сдавать такой спектакль профсоюзному худсовету?
Режиссёр надеялась на Горького.
Ведь это Горький написал! Сам Горький! Что они смогут сказать? Спорить с Горьким станут? Интересно будет послушать их аргументы.
Решилась повезти несданный спектакль на гастроли в Ленинград. Восторгам не было конца!
Но вскоре после возвращения мы лишились зрительного зала. Он внезапно был объявлен аварийным. И следующие три с лишним года там ни шатко ни валко шёл ремонт.
Рассчитанный именно на этот большой зал спектакль негде было играть. Вот такая быль! Сделано всё было преднамеренно, с Русскими сказками было покончено. Идеологическое руководство нашло аргументы и без споров с Горьким.
Надо сказать, что в отличии от хрестоматийных «Сказок об Италии», эти Русские сказки в Советском Союзе совершенно не пропагандировались и печатались только в Полном собрании сочинений. Мало кто о них вообще знал.
Да и сейчас, мало кто знает. Даже в Википедии они не упоминаются. Впрочем, их спокойно можно прочитать, они есть в интернете. Посмотрите. Горький откроется по-новому.
PS. Уже в начале 2000-х годов для творческих вечеров Молодёжного театра, названных «Ретроспектива. Прощание с 20-м веком», режиссёр попросила меня, как участника спектакля «Были и сказки» (1968-1972 гг.), подготовить номер по одной из Русских сказок М.Горького про Оронтия Стервенко. В спектакле в номере участвовало 6-7 актёров. А тут пришлось мне одному. Запись несовершенна, исполнение тоже. Но всё-таки я решил эту запись показать, чтобы дать хотя бы отдалённое представление о нашей работе над Русскими сказками. И — о вот таком Максиме Горьком.