Авторы и друзья

ПОЖЕНЯН: «Спешите делать добрые дела!» (5)

Помню, как ещё мальчишкой, смотрел фильм «Жажда» об операции отчаянного, героического отряда, сумевшего отбить у фашистов водокачку и дать хоть и ненадолго воду в Одессу. Многие погибли, но в мучимом жаждой, осаждённом городе смогли напиться и запасти воды на какое-то время. Фильм произвёл на меня сильное впечатление. Позднее я узнал, что сценарий этого фильма написал один из участников этого рейда Григорий Поженян.

Уже студентом смотрел фильм «Прощай». Это об обороне Севастополя. Поженян был и автором сценария, и режиссёром. Особенно запомнились песни-речитативы М. Таривердиева на стихи Григория Поженяна. Для меня, да и для других, это было новым, необычным. Просто не с чем было сравнить. Но одно точно: это завораживало. Тогда у меня возник уже серьёзный интерес к этому автору.

Поженян запал в душу.

Его мужские, но в то же время трогательные, щемящие стихи брали в плен. Это была без сомнения настоящая высокая поэзия. И очень искренняя. А верность его – фронтовика памяти своих павших товарищей, множество посвящённых им строк, кроме всего, вызывали глубокое уважение к поэту, даже восхищение им.

Восхищение вызывала и его фронтовая биография. Отчаянный разведчик-диверсант Г. Поженян дважды представлялся к званию Герой Советского Союза. Но оба раза представление пришлось отзывать. Проявляя свой рисковый, резкий, независимый (некоторые говорили: хулиганский) характер, он всякий раз умудрялся выкинуть такой фортель, что только отозвав представление к Герою, удавалось замять дело. Впрочем, орденов и медалей у него и так полна грудь.

Григорий Поженян (фото с Яндекс карт.)

В том бою за одесскую водокачку он был тяжело ранен. Решили, что погиб. Домой ушла похоронка. Поженян тогда выжил и добрался до своих. Но, когда уже после войны, на доме, где готовился к рейду их отряд, благодарные одесситы установят мемориальную доску, то среди имён погибших бойцов будет и «Поженян Григорий».

«Я ранен был, я был убит под Одессой…» напишет он в одном из стихотворений.

Мой друг, актёр Молодёжного театра Вячеслав Лычёв

очень хорошо исполнял песни М.Таривердиева на стихи Г. Поженяна. Году в 1978-м наш режиссёр Регина Михайловна Гринберг предложила мне подумать над композицией, где я читал бы стихи Поженяна, а Слава Лычёв пел бы песни на его стихи.

Работа эта так увлекла нас, что композиция разрасталась, появлялись новые страницы. Военные стихи, гражданские, философские, лирические…. Включались, кроме таривердиевских, и песни других композиторов. Пару песен написал Слава Лычёв, и они вполне достойно вошли в спектакль.

Да: получился спектакль.

Заканчивался он известным стихотворением «Спешите делать добрые дела!». Эта строчка и стала названием спектакля, премьера которого состоялась в 1980 году. Публика очень тепло принимала нашу работу, а нам нравилось разговаривать с людьми стихами замечательного поэта.

Узнав, что в Иванове идёт спектакль по его стихам, Григорий Поженян сразу загорелся желанием его увидеть. Режиссёр, которая связывалась с поэтом, говорила нам об этом. Разговоры о его приезде шли несколько лет.

Мешала его занятость. У Поженяна было много общественных дел. Он был членом нескольких худсоветов, в том числе фирмы «Мелодия», к работе в которых относился со всей ответственностью. Ему было уже за 60, но он регулярно ходил в плаванье на круизных лайнерах в качестве первого помощника капитана.

Только в 1984 году он, наконец, выкроил время, чтобы приехать в Иваново.

При близком знакомстве Поженян оказался совершенно тем человеком, образ которого рисовался мне, когда я читал его стихи. Настоящий мужик, многоопытный, самостоятельный в своих суждениях и поступках. Не смотря на небольшой рост, он производил впечатление брутального мужчины.

Эта брутальность, однако, не отменяла, а только подчёркивала истинную интеллигентность Григория Михайловича, его поэтическую натуру, ранимость и способность к сочувствию. Это был человек с широкой эрудицией. Общение с ним доставляло наслаждение, открывало новые горизонты.

Поженян и сам живо интересовался жизнью нашего театра,

много расспрашивал про спектакли цикла «Память»: «Николай Майоров», «Елена Ширман», «Алексей Лебедев». Особенно его впечатлила история о том, как наш радиоспектакль, посвящённый памяти поэта-земляка Алексея Лебедева, выдавали флотским экипажам, отправлявшимся в длительное плавание.

Ивановский писатель Михаил Волков, тогда офицер-подводник, описал, как благотворно подействовала на экипаж, измученный дальним походом, трансляция этого спектакля. Моряки слушали и оттаивали, у них возник интерес к творчеству Лебедева. Просили повторить спектакль….

За три дня, что Поженян был в Иванове, он посмотрел «Мозаику» по А.Вознесенскому, «Настал черёд» по Цветаевой – спектакли, поставленные Региной Гринберг, и наш с В.Лычёвым спектакль «Спешите делать добрые дела» по его стихам.

Мы были счастливы, что он принял то, что мы делали,

и окончательно расположился к Молодёжному театру. Выступив перед зрителями после спектакля, он ещё полчаса сам читал новые свои стихи. И делал это превосходно.

Уезжая, он сказал, что считает себя обязанным рассказать о нашем театре, о спектаклях, и обязательно напишет статью для «Советской культуры». Правда, оговорился, что писать о спектакле по своим стихам он не будет: «Ведь тогда мне придётся хвалить и поэта».

Через месяц статья под заголовком «Должен что-то сказать» была опубликована. Такая поддержка в то время была неоценима. Театр переживал сложные времена, отношения с «начальством» накалились до предела. Г. Поженян знал об этом и, как настоящий друг, нашёл нужные слова. Это было ещё одним его добрым делом.

Вот несколько цитат из этой статьи:

Григорий Поженян, поэт. (из статьи «Должен что-то сказать», «Советская культура», 17.01.1985 г.)

— Театр явился для меня открытием. Любой писатель или истинный поэт с радостью завяжет контакты с таким театром. И мы не дураки, если, бросив работу, приезжаем на свидание с этим театром и завязываем с ним дружеские отношения. Это удивительный коллектив. Взволновал меня самый дух театра, начинающегося не с вешалки, как принято говорить, а с позиции. Я говорю, прежде всего, о жизненной позиции Регины Михайловны: главного режиссёра и драматурга.  

— Регина Гринберг – человек одарённый, высокопрофессиональный, с хорошим вкусом и неуступчивым неупокоем. Она создала такой завидный театр, которого, может быть, нигде у нас в стране нет. Я не знаю, я не могу назвать театра, подобного этому. Есть другие театры, лучше, хуже, но такого вот нет.

— Меня связывает ещё с этим театром вот что: что здесь очень остро звучит тема памяти, тема связи поколений. Очень хорошие пьесы – о Лебедеве и Майорове. Не знаю другого театра, который мог бы похвастать тем, что размноженные на копии плёнки с записью его спектакля выдаются кораблям, как боевое оружие на флотских складах…

— Гордость города Иванова, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат нескольких смотров и фестивалей, покоритель сердец всех любителей поэзии – и здешних, и приезжающих на спектакли в гости, — театр существует и работает, и за это ему – великое спасибо!

Вам спасибо, Григорий Михайлович!

С тех пор, когда мне случается публично читать стихи, я обычно читаю именно Г. Поженяна. Стихи из нашего спектакля. Небольшое видео с записью одного из последних выступлений прилагаю.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.