Авторы и друзья

ВОЛОДИН: «Я не хочу быть человеком из лимузина» (4)

Среди драматургов второй половины 20 века особое место принадлежит Александру Володину. Широкой публике он был известен прежде всего, как киносценарист. «Звонят, откройте дверь», «Пять вечеров», «Осенний марафон» — популярные, всем известные фильмы сняты по его сценариям. Были и другие фильмы. Но театралам задолго до этих фильмов Володин был известен, как автор пьес. Лучшие режиссёры: Товстоногов, Ефремов, Эфрос ставили по этим пьесам пронзительные спектакли, которые становились событиями в театральной жизни Москвы и Ленинграда.

Александр Володин был любимым драматургом Регины Гринберг.

Она давно была с ним знакома и часто рассказывала нам о нём. Обычно это были рассказы о чудачествах гения. Она говорила о Володине с любовью и восхищением.

Несколько раз мы начинали работу над его пьесой «Назначение», которую Регина мечтала поставить. Но всегда какие-то обстоятельства вставали на пути.

В 1979 году она предложила нам делать «Ящерицу». Это один из серии киносценариев Володина под общим названием «Детективы каменного века». Наиболее известны «Две стрелы», шедшие тогда в нескольких театрах. Позднее Алла Сурикова снимет по этому киносценарию фильм.

Работа шла в течение 1980-1981 годов. Были поставлены массовые сцены, основные диалоги, придумано и создано оформление, световые эффекты и т.д. К концу 1981 года Регина Михайловна созрела для того, чтобы пригласить на репетиции автора.

В декабре 1981 года мы встречали ленинградский поезд

на перроне ивановского вокзала. Выйдя из поезда и увидев толпу молодёжи, Александр Моисеевич Володин вдруг опустил глаза и, не сказав даже «здрасьте», быстро-быстро пошёл, почти побежал от нас вдоль состава. Мы с цветами растерялись, не понимая, что происходит. Вопросительно смотрели на Регину.

Она смущенно улыбалась, говоря нам:

— А вот он такой! Догоняйте его, догоняйте, ловите….

Мы помчались за автором. Наконец, он остановился и стал ругать свою жену за то, что она заставила его надеть «эту чёртову новую дублёнку». На нём была действительно роскошная, длинная импортная новейшая дублёнка с блестящим меховым воротником. Эта-то шуба и повергла его в смущение, когда он увидел нас, одетых гораздо менее изощрённо.

У него возникло желание убежать, спрятаться, исчезнуть, сгореть со стыда за свой барский вид. И он побежал по ивановскому перрону….

Уже в новом веке, двадцать лет спустя,

была телепередача: Володин бродил, что-то рассказывая, по Питеру.  И я узнал на нём ту самую дублёнку. Это была она, только очень поношенная и потрёпанная.

А.М.Володин в той же дублёнке 20 лет спустя, в трамвае (фото из Яндекс.карт.)

Собираясь к нам, он под нажимом супруги надел её тогда в первый раз. Ему было уже за шестьдесят, но он смущался и извинялся перед нами за свой вид и своё поведение, как школьник.

Потом я прочитаю его слова, приведённые в чьих-то воспоминаниях: «Я не хочу быть человеком из лимузина. Я хочу быть – как будто меня из трамвая только что выкинули».  После нашего знакомства с Володиным, нам перестало казаться странным его поведение на вокзале, стали понятными слова Регины: «А вот он такой!».

О нашей работе над «Ящерицей», о печальной судьбе этого спектакля и о том приезде А. Володина в Иваново я уже написал.

Повторю только основное.

Володин посмотрел два наших спектакля «Мозаику» и «Бертольд Брехт говорит…» и впечатлился до слёз. Во всяком случае, его монолог после спектаклей был страстным и ярким.         

Он говорил нам о нас, о Регине, о значении того, что мы делаем; о критиках, этих дегустаторах, которые пробуют на язык, чмокают и важно определяют, что хорошо, а что – плохо, совершенно не умея по-настоящему оценить работу, пот и нервы, затраченные творцами.

Во время монолога он ещё раз прослезился.  Александр Моисеевич полностью расположился к театру и в первую очередь, конечно, к Регине Михайловне.

Активно участвовал он и в репетициях «Ящерицы».

В основном поддержал режиссёрские решения Р. Гринберг. Сделал очень ценные замечания и предложения.   Регина жутко комплексовала накануне приезда Володина. Но наслушавшись от него восторженных похвал, высказанных страстно и искренне, цвела и сияла. Ей очень хотелось понравиться Володину, и она этого добилась!

Тем печальнее, что завершить этот спектакль нам так и не удалось.

Через 10 лет Регина Гринберг всё-таки осуществит свою мечту и поставит спектакль по Володину. Это будет моноспектакль нашего актёра Виктора Глазунова «Одноместный трамвай». Режиссёр создала композицию из прозы, стихов и песен на стихи А. Володина. Списалась с автором, он одобрил.

Рецензия и подборка отзывов зрителей на этот спектакль в областной газете публиковалась под заголовком: «Спасибо за духовность в наше бездуховное время!». Это была благодарность не только создателям спектакля, но и А. Володину, чьими словами вёлся разговор.

Александр Володин, драматург, писатель, поэт (из интервью в Иванове, 1981 г.)

«Со многими народными театрами в Ленинграде, Москве, Челябинске дружу давно. Много был наслышан и об ивановцах, но, как ни странно, популярность театра, высокие награды как-то… настораживали. Но, приехав в Иваново, я был просто потрясён, увидев «Мозаику» и «Бертольд Брехт говорит…».

Меня поразило вот что: в этом маленьком зале, в маленькой, затянутой чёрным комнате ко мне были обращены глаза, голоса, души нескольких людей, которые общались непосредственно с тем, что у меня в душе болит, что у меня в душе неспокойно, что меня мучит, за что мне стыдно. Спектакль оказался разговором, который обращён лично ко мне, — от людей, которые это сами лично пережили.

Здесь я понял, как можно поднять поэзию на другую высоту, нежели она существует, когда ты сам с нею наедине. Здесь оказалось, что она объединена, соединена разными индивидуальностями: режиссёра, актёров, всех участников этого спектакля. Точно так же она объединила всех сидящих в зале.

И не случайно поэты, которых они ставят, любят сюда приезжать и рады, что их осуществляют таким способом.

И интеллигентность их, которая передаётся зрителю, меня поразила. Я давно не видел столько интеллигентных лиц в зале….  Этот театр – духовное явление, он поднимает духовный уровень, во всяком случае, очень большой части населения. Честно говоря, я и сам почувствовал себя молодым в «Мозаике», с удовольствием танцевал вальс. Сто лет не танцевал до этого – и вдруг такая возможность…»

2 комментария

  • Татьяна

    Андрей Исаич, С П А С И Б О очередной раз! Как важно, что Вы это вспоминаете и многие люди, молодые люди прочитают впервые о славных страницах Молодежного театра, о замечательных поэтах и драматургах, о прекрасных встречах!

    • admin

      Таня, спасибо тебе! Посылай ссылки на статьи своим друзьям. Может быть кто-то заинтересуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *