Гастроли. Приключения. «СМАЖЕМ КАРТУ БУДНЯ»! (1)
Этой статьёй я начинаю новую рубрику «Гастроли». Это отдельная, особая страница в жизни любого народного театра.
Гастроли профессиональных театров, особенно в советское время, вещь весьма рутинная, будничная. Они носили обязательный, плановый характер. Проходили как правило в приспособленных залах местных театров или домов культуры.
Постановочная часть старалась максимально приладить всё оформление к новой площадке так, чтобы актёры чувствовали себя комфортно, как дома. Конечно, бытовые неудобства были: гостиничная жизнь вне привычной домашней обстановки, в отрыве от родных надоедала. Но это всё.
Для любительского же театра
любые гастроли – событие яркое, из ряда вон выходящее, богатое на впечатления и потому запоминающееся. Гастроли, говоря словами Маяковского, резко «смазывали карту будня». Это всегда было приключение.
Как правило их надо было самим же и организовывать. Выпрашивать финансирование, например. При этом актёры сами таскали, грузили, устанавливали, прилаживали декорации и аппаратуру, решали на месте многочисленные проблемы, выполняя функции технических служб. Ведь кроме заведующего постановочной частью и электрика, других штатов в народном театре не было.
Я бессчётное число раз ездил в командировки по основной работе. Большинство забылось начисто. Но все гастрольные поездки с Молодёжным театром до сих пор помню отчётливо.
Не только я. На наших традиционных сборах со стариками Молодёжного, пришедшими в театр задолго до меня, то и дело возникают разговоры о гастролях. Тех, первых гастролях, в которых я ещё не участвовал. Это всегда весёлые и, я бы сказал, сладостные воспоминания.
Молодёжный театр так ярко заявил о себе первым же спектаклем
по пьесе А.Галича «Походный марш», что с ним был приглашён в Москву. Первые гастроли прошли во Дворце культуры ВДНХ. Тогда выставка была одним из культурных центров столицы. Там в течение двух недель они играли свой спектакль и с большим успехом.
Москва признала Ивановский молодёжный театр. «Да, это театр!» называлась первая рецензия в «Литературной газете». Автор пьесы Александр Галич очень хотел прийти к ним. Но не смог из-за болезни.
Зато он пригласил участников спектакля к себе домой. Тогда состоялась первая встреча с автором. Это было в 1959 году. До сих пор они с восторгом вспоминают эти гастроли.
Встреча с автором. Дома у А.Галича, 1959 г.
Волнующими оказались и следующие гастроли в Москву
со вторым спектаклем «Два цвета» (1960 г.
Везти в Москву спектакль по «Двум цветам?! Ведь в «Современнике» уже шёл популярнейший спектакль по этой пьесе в постановке самого О. Ефремова. Это казалось авантюрой. Но повезли и выступили достойно!
«Два цвета», сцена из спектакля, 1960 г.
Ст.Полунов Ст.Малинкин и О.Болонин
Рецензии опубликовали главный театральный журнал страны «Театр» и журнал «Художественная самодеятельность». Рецензенты особо отмечали игру молодого артиста Станислава Малинкина и режиссуру Регины Гринберг.
Вышедшая в 1962 году и имевшая оглушительный успех у ивановского зрителя «Баня» В. Маяковского тоже получила приглашение из Москвы. Увы, сложное оформление спектакля, созданное знаменитой московской художницей Татьяной Сельвинской, оказалось не переносимо на другую площадку. Гастроли не состоялись.
Юрий Разин, Олег Болонин и Станислав Малинкин в спектакле «Баня»!
Тогда Регина Гринберг придумала гастроли в Плёс на Волге.
Отрывки из спектаклей играли в окрестных домах отдыха и совхозных клубах. Идея таких гастролей поначалу многими в инстанциях воспринималась, как авантюра. Туда, мол, надо возить больше песен, танцев, а вы со стихами да драмами.
На гастролях в Плёсе Молодёжный театр
Но публика горячо принимала Молодёжный театр.
В свободное время гуляли, купались, катались по Волге на лодках, репетировали на природе. Конечно, были весёлые розыгрыши, чудачества, шутки. Как же без этого!
Плёсские гастроли стали традиционными, их любили и режиссёр, и актёры. Не раз ещё в конце сезона театр будет выезжать в Плёс.
В 1966 году Молодёжный театр разразился громкой премьерой.
Поэтическое представление «Парабола» по стихам Андрея Вознесенского со сценографией Эрнста Неизвестного в постановке Регины Гринберг оказалось суперсовременным и своевременным. Сразу пошли приглашения из других городов. Вскоре после премьеры играли «Параболу» в МГУ, потом в подмосковной Дубне.
В следующем году – Владимир, Пермь, опять Москва. Дом учёных, филиал Малого театра, наконец, театр «Современник» на площади Маяковского. Олег Ефремов поменял планы «Современника», чтобы показать публике спектакль ивановского Молодёжного театра. Везде безусловный успех. Рецензиями на «Параболу» отметились почти все центральные издания.
Встреча с А.Вознесенским, Москва, 1966 г.
Встречи с А. Вознесенским, Э. Неизвестным, который пригласил их в свою мастерскую, актёрами «Современника», родственных поэтических театров (в Перми) … Масса впечатлений! Воспоминания звучат и по сей день.
Я не был участником этих гастролей, поскольку пришёл в театр в 1968 году. Личными впечатлениями о них поделиться не могу. Но и на мою долю досталось, слава богу, гастролей и впечатлений. И авантюр, к которым был непосредственно причастен. Расскажу об этом в следующих статьях.