Молодёжный театр. 5-й сезон. «БАНЯ»! (2)
Молодёжный театр набирал обороты. Но жизнь его отнюдь не состояла только из постановок спектаклей и концертов. Едва ли не больше времени, сил и вдохновения Регина Гринберг и её коллектив затрачивали на борьбу.
Баррикад было достаточно.
Они получили клуб с совершенно не оборудованной, ничем не оснащённой сценой. Ни для чего, кроме кино, не приспособленной. За каждый прожектор нужно было бороться! Фабком фабрики, заведующий клубом – все хотели руководить, поучать, предписывать.
Гринберг создала театр, принципиально выпиравший из рамок обычной самодеятельности. Да ведь и условия для работы такого театра требовались не обычные.
Это было выше понимания профсоюзных активистов фабрики. Они решили поставить Гринберг на место. С кем связались! Регина объявила им войну. Театром вынужденно пришлось заниматься обкому профсоюза, облсовпрофу, обкому комсомола.
Поначалу высокие чиновники просто ошалели от бесконечных проблем и скандалов, которые генерировались Молодёжным.
Конец 50-х – начало 60-х годов!
Хрущёвская оттепель раскрепостила молодых, но лишь слегка затронула нравы чиновного люда. Они привыкли сами требовать. А тут требовать стали от них.
Некоторые пытались, насупившись и изображая занятой вид, вразумлять Регину примерно так:
— Я не могу заниматься только вашим театром! У меня за всю область голова болит. У меня — (следует сводка о количестве любительских театров, хоров, танцевальных коллективов, изостудий в области), а не только Молодёжный театр. И все спокойно работают, как положено. И никто столько не просит, как вы. А если и попросят, но объяснишь, что нет возможности, — все всё правильно понимают. А вы ничего не понимаете! Между прочим, другие коллективы тоже у нас хорошие….
Регина зверела. Она относилась к Молодёжному театру как к главному делу своей жизни. И – как к самому важному делу, какое имеет место быть в городе Иванове. И тот, кто пытался поставить это под сомнение, немедленно записывался ею во враги. Как и тот, кто требовал от неё «быть как все». Враги плодились, как кролики.
Но в то же время сцена постепенно оснащалась аппаратурой. Ремонты клубных помещений производились. Декорации и костюмы материализовывались из фантазий вопреки всяким невозможностям.
Пожелавшие поставить Гринберг на место набивали себе шишки и зачастую покидали поле боя. А Регина оставалась Региной.
К 5-летию Молодёжного театра в 1962 году
они выбрали воинственно антибюрократическую пьесу В.Маяковского «Баня». Не только из-за особых отношений Регины Гринберг с Маяковским. Не только из-за гражданской позиции режиссёра и актёров. Этот выбор обусловлен и обстоятельствами существования театра. Битвами, которые он вел.
Правда, сначала пришлось выиграть битву за право ставить эту пьесу. Некоторые важные чиновники возражали. Но театр уже было не остановить. Они нашли точки опоры и в городе, и в столице. Выиграли и эту битву.
Работали с увлечением, азартом, злостью. Для отрицательных персонажей создавали портретные гримы, добиваясь похожести на некоторых ивановских чиновников.
Тов. Победоносиков (Е.Вихрев, в центре): «Я переведу канцелярию в общемировой масштаб… Аппарат прекрасный. Аппарату рад. Рад и я и мой аппарат»
Сцена из спектакля «Баня»
Регина хулиганила от души.
Всё, что они делали до сих пор, стало хорошей подготовкой для этой работы. Премьеру ждали, и всё равно она произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Снова всесоюзное лауреатство, снова статьи в журнале «Театр», других изданиях, даже в «Правде». Зрители валили в клуб фабрики им. Балашова!
Изобретатель Чудаков (Ю.Разин): «С моей машиной ты сможешь остановить секунду счастья» Тоа Оптимистенко (Ст.Полунов): «Слушали — постановили — отказать!»
Тов Оптимистенко (Ст.Полунов): «Это раньше требовался энтузиазм… А теперь… никагого энтузиазму с вас не спрашивается»
Авторитет Молодёжного театра и, прежде всего, Регины Гринберг вырос необычайно. Прибавилось, разумеется, и недоброжелателей….
«Баня» — первый спектакль Молодёжного театра, который я видел, будучи ещё учеником 8-го класса. До сих пор в моей памяти остаётся чёткий и яркий образ «Бани». Как сейчас вижу Победоносикова – Евгения Вихрева, Велосипедкина – Станислава Малинкина, Оптимистенко – Станислава Полунова.
Молодёжное, весёлое, задорное, празднично-яркое, а временами саркастичное и даже гневное зрелище это не могло оставить равнодушным. Оно заражало своей энергией и азартом. Удивляло профессиональной работой актёров, великолепной режиссурой.
ВПЕРЁД, ВРЕМЯ! ВРЕМЯ — ВПЕРЁД!
Сцены из спектакля «Баня», 1962 год
Тогда от наших школьных учителей мы узнали, что Молодёжный театр существует вопреки обстоятельствам, воюя с такими вот «победоносиковыми», а руководит им — беспримерная подвижница и воительница Регина Гринберг.