О своём театре говорят актёры

Что такое МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР?… Постижение ВЫСОЦКОГО (2)

Что такое Молодёжный театр для нас 17 – 20-летних, пришедших в него в начале 80-х гг? Ожог. Чувство приобщения к чему-то настоящему. Тогда любой искренний, непафосный разговор о человеческих отношениях, об искусстве, о чем угодно — был тем главным, чем жила душа.

В школе, в телевизоре, в публичных выступлениях звучали только регламентированные речи, в них всегда слышался конкретный «рецепт», главенствовало правило большинства, которое «право». 

А тут вдруг ты попадал на исповедальный разговор, где звучали «твои» вопросы и сомнения, а сам спектакль поражал близостью и доверительностью! Как можно было к этому относиться? Только почувствовать себя обожженным.

И понять, что непременно хочешь стать частью тех, кто через стихи так легко открывает себя навстречу другим. Поэзия всегда способствует «раскрытию». Да еще так прочитанная, как читали в Молодежном! Как пластически воплощались стихи Вознесенского, Цветаевой – не расскажешь! 

Если ты просто оказывался в фойе театра,

тебя покоряли даже его стены: черные, с каскадом огромных черно-белых фотографий. Геометрия лиц и тел, высвеченных контровым светом, рождала прекрасную параллельную действительность, в которую хотелось войти и в ней остаться. Там царили настоящие высокие страсти и жила красота! Вот что такое был для нас Молодёжный театр.

Мы с сестрой пришли в театр ученицами 9 класса,

услышав, что там собираются ставить Высоцкого. Регина Михайловна разговаривала с нами тихо и доброжелательно. На ее вопрос «А что знаете из Высоцкого?» — мы скромно ответили – «всё!». И это была чистая правда – сборник «Нерв» — с любой страницы. А главное – солидное количество вещей только с фонограмм.

Тогда Регина отправила нас восвояси, так как обязательных 16 лет нам еще не исполнилось. Но через 2 месяца, когда это случилось, и мы явились вновь, она просто опешила. Но в студии все-таки оставила.

Сёстры Тилипины в спектакле «Мы вращаем землю»
Спектакль «Мы вращаем землю» по произведениям В.Высоцкого,

был «многонаселенный». По этому показателю он сопоставим с ранними постановками Молодежного.

Высоцкий не мог не цеплять всегда протестующую, стоящую на своем Регину Гринберг. Ненапечатанные стихи Высоцкого (как ни удивительно слышать это нынешнему поколению) не могли исполняться со сцены. Они не имели «лита». Выход в 1981 году сборника «Нерв» изменил ситуацию.

Но режиссёру нужен был актер, который достойно смог бы петь Высоцкого.

Осенью 1982 года Молодежный пополнился новой студией. Тогда-то и появился Юрий Гаврилов – будущий главный актер спектакля по Высоцкому.

Спокойный, рассудительный, всегда собранный. Инженер по профессии, музыкант по призванию. За годы работы с Региной Гринберг Юра усвоил, что такое Молодёжный театр, отточил и облагородил свой талант. Начав с прямого подражания, он впоследствии пришел к мощному личному исполнению песен Высоцкого. При этом придерживался авторской интонации.

«Баллада о любви», «Бег иноходца», «Мы вращаем землю», «Белый вальс», «Песня конченого человека», «Как по Волге-матушке…» — эти программные вещи поэта, благодаря Юриному исполнению, звучали в спектакле, не теряя своей мощи.

Произведения, написанные для фильмов, редко исполнявшиеся автором, на сцене получали вторую жизнь и, я бы сказала, многое приобретали.

Название спектакля «Мы вращаем Землю»,

взятое из знаменитой военной песни Высоцкого, отражало как энергетику собственно творчества поэта, так и ту отдачу, с которой работал молодой театральный коллектив.

Спектакль был яркий, эмоциональный. Он требовал от зрителя душевной работы. Следования за игрой режиссерской мысли, отражающей думы и переживания человека XX века. Восприятие спектакля было работой не из легких. Это только кажется нам, что Высоцкий прост и знаком каждому.   

Стилевое решение  I-ого и III-его актов,

как фольклорно-скоморошьего действа, в основе которого была развеселая внешне «Ярмарка», позволяло легко включать сатирические вещи поэта с «Зинами-Ванями», Серегами- алкашами и прочими персонажами.

Вещи гражданской и философской лирики поэта  («Мосты сгорели, /углубились броды..»; «Я никогда не верил в миражи..») в исполнении бродячих скоморохов  тоже звучали вполне органично.

Не все произведения в спектакле театрализовались.

Некоторые просто исполнялись актерами Юрием Гавриловым, Евгением Орловым, Игорем Ермолиным, Надеждой Кирилловой, Ларисой Кузнецовой, Еленой Кривоноговой.

Работа Ю. Гаврилова в спектакле производила на зрителей сильное впечатление. Сколько раз я слышала это! Второй главный исполнитель – Евгений Орлов.

В «Высоцком» у Орлова были все главные «чтецкие» партии: «Мой Гамлет», «Свет новый не единожды открыт…», «Мои корреспонденты». Яркий, темпераментный, дерзкий, явная противоположность Юре.

В этом тандеме они нашли точное решение многих произведений поэта. Два актера составляли прекрасный союз. 

        https://www.youtube.com/watch?v=AUZK-gc6E78&t=3s 

II акт, посвященный военным песням и стихам В.Высоцкого,

был очень цельным, шел на одном дыхании. Композиционно оттолкнувшись от видения о войне в биографическом «Из дорожного дневника» в исполнении Е.Орлова, военный акт разворачивал перед зрителем героическую трагедию ВОВ в песнях поэта:

«Вцепились они в высоту, как в свое..», «Он не вернулся из боя», «Черные бушлаты», «Звезды». Здесь открывались большие возможность и для женских партий: Лариса Кузнецова («Беда», «Аисты»), Елена Кривоногова («Марьюшка»), Надежда Кириллова (совместно «Белый вальс», «Песня о конце войны»).

 За те годы, что спектакль был в репертуаре, он менялся. Регина Михайловна постоянно что-то переделывала, включала новые произведения. Он оставлял яркое и сильное впечатление, заставлял задумываться над многими вечными вопросами. Одновременно он оставлял чувство грусти и ностальгии по открытому, честному, доброму миру, созданному поэтом Владимиром Высоцким.

Премьера нашего спектакля состоялась весной 1985 г.

И до конца сезона было сыграно 15 представлений. На одном из спектаклей присутствовала мама поэта – Нина Максимовна Высоцкая.

В 1988 в год 50-летия Высоцкого спектакль был на гастролях в Москве. Там на одном из представлений присутствовала Н.А.Крымова, театровед и педагог, актеры С.Юрский, В.Никулин, мачеха Владимира Семеновича Е.С.Лихалатова и его отец С.В.Высоцкий.

В 1990-м году отрывки из «Мы вращаем Землю» игрались в Театре на Таганке.

Теперь уже по нашему спектаклю зрители могли судить о том, что такое Молодёжный театр. С 1987 года театр стал носить имя В.С.Высоцкого. А спектакль был в репертуаре более десяти лет. Сыграли  мы его 170 раз.

                                                                            Татьяна Шалмина (Тилипина)

Один комментарий

  • Ольга

    Спасибо, Таня за точные любящие слова о нашем замечательном спектакле.
    » Тадорга — матадорга вот какая ярмарка,
    тадорга — матадорга вот какая ярмарка «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.