Гастроли

ВЛАДИМИР. ДА БУДЕТ СВЕТ! «МОЗАИКА», гастроли. ч. 5-я (6)

Владимир — это город, где вышел первый сборник стихов Андрея Вознесенского, называвшийся, кстати, «Мозаика». Там же в 1967 году прогремела «Парабола» Ивановского молодёжного театра по произведениям того же автора. Многие ещё помнили эти гастроли, ошеломившие публику города. Большая рецензия в молодёжке так и называлась: «БРАВО!».

А в 1979-80 гг. в дни, когда шёл спектакль «Мозаика», у нашего клуба нередко стояли автобусы из Владимира, доставившие зрителей. Поэтому приглашение Молодёжному театру приехать на гастроли во Владимир с «Мозаикой», направленное местным обкомом комсомола в Ивановский, никого не удивило. Было принято положительное решение, и мы стали готовиться к новым гастролям в сентябре 1980 года.

Во Владимир были отправлены наши афиши и билеты. Подобрана подходящая площадка — аудитория в старом здании Пединститута у «Золотых Ворот». 

В творческом отношении подготовка к гастролям

состояла во включении в спектакль фрагментов из новой поэмы А.Вознесенского «Андрей Полисадов». Теперь тема строительства Собора, уже давно присутствовавшая в «Мозаике», пронизала весь спектакль и обрела завершённый вид. Новую редакцию спектакля сыграли пару раз для ивановского зрителя и стали упаковывать вещи.

Ехать всего-то 100 километров. Но первые проблемы начались именно на этом отрезке. Из-за неоднократных поломок, грузовик с нашим имуществом прибыл во Владимир только вечером пятницы.

Разгрузка и установка амфитеатра и оформления продолжались до двух ночи, а в 8 утра в субботу мы уже вновь в безлюдном пединституте (студенты были на картошке) заканчивали монтаж.

В этот день мы второй раз в своей практике должны были играть «Мозаику» дважды – в 15 и 19 часов.  Установка электроаппаратуры и прокладка всех проводов закончилась только во втором часу.

Светооператор Ирина Махова включила свой «чемодан»

— полупроводниковый электрорегулятор. То, что произошло при этом, ошеломило и её, и нас. Все двадцать прожекторов одновременно светили каким-то нереально ярким светом! На такую яркость ни один из них никогда не выводился в спектакле, не то, чтобы все вместе. Но главное: регулятор ничего не регулировал.

Ира крутила ручки без всякого эффекта. Как инженер-электрик она, конечно, сразу поняла, в чём дело. Напряжение сети в этом старом здании было отнюдь не 220 в, а гораздо выше. Тиристоры в чемодане при этом работали уже не как полупроводники, а как проводники, насквозь. Вот это номер! Играть спектакль НЕВОЗМОЖНО!

Первая мысль: нужно где-то достать трансформатор и снизить напряжение на входе. Где? В субботу, в незнакомом городе? Я бросился искать трансформатор. Недалеко театр драмы. Вся надежда на него. Увы, надежда не оправдалась. В театре сочувственно отнеслись к нашей проблеме, но там трансформатора нет. Куда бежать? Что делать? Возвращаюсь ни с чем.

Тем временем публика уже собирается на первый спектакль.

Надо отдать должное Регине Михайловне. Она всегда готова барахтаться до последнего. О срыве гастролей она думать не хочет, и не даёт остановиться остальным.

— Надо что-то придумать, — даёт она мне задание, — а я скажу зрителям, что задержка по техническим причинам. Пусть пока Серёжа Залётов в фойе проводит гитарный концерт. У нас действительно хороший гитарист, у него есть сольная программа как минимум на час. А дальше что?

Приходит идея позвонить в аварийную службу.

Там долго не могут взять в толк, что нам нужно, но обещают прислать бригаду. Тем временем Сергей Залётов начинает свой концерт в фойе. Минут через двадцать приезжают два электрика из аварийной службы. Ознакомившись с нашей проблемой,  говорят примерно так:

— А что вы хотите? Это старая часть города, здесь все сети проложены ещё при царе Горохе. Конечно, напряжение скачет. Тем более, в субботу. А что мы можем сделать?..

Принимаемся их вдохновлять, чтобы они всё-таки что-нибудь придумали. Показываем оборудованный нами зрительный зал, зрителей в фойе, слушающих гитарный концерт, умоляем подумать.…

В конце концов, одному из них приходит в голову какая-то идея. Он отзывает в сторонку напарника. Посовещавшись, они говорят:

— В общем, так. Мы сейчас поедем на подстанцию, попробуем кое-что сделать. Если минут через пятнадцать у вас не наладится…. Всё! Мы больше ничего не сможем.

Через пятнадцать минут наш регулятор стал прекрасно всё регулировать!

С задержкой примерно на час мы начали «Мозаику».

Опять, как и в Ташкенте, второй спектакль пришлось играть почти без перерыва. И опять второй спектакль, по мнению режиссера, был лучше первого. И опять – полная прострация, апатия и одно желание: скорее в кровать! – в конце. В воскресенье мы ещё раз играли «Мозаику», полностью выполнив гастрольный план.

Надо сказать, что эти гастроли состоялись

не только вопреки повышенному электрическому напряжению. Чудом было преодолено и то напряжение, которое за неделю до гастролей было создано звонком из Ивановского КГБ во Владимирский. «Смотрите, не делаете ли вы ошибку, пригласив Молодёжный театр. Они вот поставили сомнительный спектакль по Брехту».

Разумеется, Владимирский обком КПСС тут же ударил по тормозам: «Отменить гастроли!». К чести секретаря обкома комсомола, он сумел прорваться к первому секретарю обкома партии и взял на себя ответственность за то, что никакого Брехта во Владимире играть не станут, а будут показывать только «Мозаику». О «Мозаике» же в положительном ключе написали уже почти все центральные издания, включая газету «Правда».

Тогда запрет на гастроли сняли. Но многим уважаемым людям, которых мы пригласили, было поручено дать политическую оценку нашему спектаклю. Все они предпочли не прийти.

Впрочем, была одна запомнившаяся встреча.

На спектакль пришла Капитолина Афанасьева, та самая Капа, которая когда-то редактировала первый сборник Вознесенского «Мозаика» и пострадала по этой причине. Короткой встречи было достаточно, чтобы понять, что это удивительно светлый, интеллигентный человек, способный на поступок. Как хорошо, что ей очень понравилась наша «Мозаика»! Вообще владимирская публика, до отказа заполнявшая двухсотместный зал на каждом представлении, приняла нас великолепно.

Своё дело мы сделали честно, поэтому в нашем автобусе на обратном пути было весело. Регина Михайловна была довольна новой редакцией «Мозаики», тем, как спектакли прошли и были приняты владимирцами.

Ещё Регину Михайловну очаровали соборы, вообще — старинный Владимир, в центре которого у самых Золотых ворот мы играли нашу «Мозаику».

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.