про режиссёра
Про режиссёра

ТЕАТР. Штрихи к портрету режиссёра (1)

Регина Гринберг – сама Театр! 

Кто видел её в работе, в процессе вдохновенного сочинения спектакля, работы с актёрами, в совместном с ними поиске смысла слов и интонаций, не мог не восхититься ей, не влюбиться в неё, не встать на её сторону во всех полемиках, без которых она – не она.  Это, если театр, если сидеть в зале за её спиной. Если же вы субъект приложения её творческой энергии или участник полемики – сразу же сдавайтесь на милость победителя или уходите.

Она мыслит пространственно

и материализует свои фантазии из всякой подручной всячины, как-то: свет, звук, разновысокие плоскости, свечи, музыка, светофоры, артисты, палки, верёвки…. Артисты должны в этом пространстве как минимум знать своё место и не мельтешить. Любое шатание выводит её из себя, поскольку разрушает образ. Артисты должны трепетать и вибрировать. Артисты должны понимать и чувствовать её игру, её театр. Им стоит научиться быть очень внимательными и точно реагировать на её реплики.  Это в театральных вузах при помощи бесконечных этюдов на сценическое внимание долго и нудно воспитывают у студентов это профессиональное качество. Регина научит вниманию быстро. Какими бы талантливыми вы, сукины дети, ни были – или вы будете очень внимательны, или …

Потом поэты будут сами удивляться глубине своих творений.

Но пока Регина Гринберг работает, она не любит пускать на репетиции театроведов, критиков, журналистов, да и самих поэтов. Мало кто способен догадаться, что из несовершенств черновой работы, из этих мучений, накладок, нервов, ругани может родиться нечто стоящее. Она это знает. Все прочие, какими бы именитыми они ни были, обычно говорят глупости.

А.Вознесенский выступает после спектакля «Парабола», оформление Э.Неизвестного
С упорством, неукротимой энергией,

расшибая все преграды и набивая шишки, она добивается своего. Всегда вопреки, наперекор недругам, пренебрегая советами друзей, всегда – по-своему.

После Эрнста Неизвестного,

который понял её и творил в унисон с ней, она так и не смогла больше найти другого художника, равного, созвучного себе, так же понимающего театр. И сама оформляет все спектакли.

Её звериная интуиция

часто является причиной её плохого настроения. Когда все ещё полны надежд, она уже точно знает, чем всё кончится, и остальные её раздражают. Когда никто не верит в успех, она точно знает, что успех будет, и остальные раздражают её. Поэтому она так часто раздражена.

Общаться с ней порой совершенно невыносимо.

Она не воспринимает бытовых подробностей, не понимает элементарных вещей, вся – в своих мыслях. Когда же и вы настроитесь на её волну и приметесь рассуждать о возвышенном, она  вдруг, без всякого перехода опустит вас на землю. И получится, что вы и так дурак, и этак…

Она создаёт вокруг себя сильнейшее магнитное поле.

Одни, оказавшись втянутыми в эту воронку, уже не могут и не хотят из неё выбираться, ибо им кажется, что только так их жизнь обретает настоящий смысл и значение. Другие, обжегшись, отлетают куда подальше и тоскуют издалека.

У неё потрясающее ЧУВСТВО СЛОВА.

Так понимать глубинный смысл слов и междометий, их порядка, их причины мало кто способен. Она непременно увлечёт вас этим, если вы не круглое бревно. И вы будете совершать открытия, и поражаться, и цокать языком, и испытывать наслаждение. Но, общаясь с ней, не забывайте об этом её таланте. Выбирайте слова и междометия, следите за их порядком, за интонациями. Она может взорваться на ровном месте, схватить вас за язык, заподозрив скрытый смысл. Лучше уж и не пытайтесь хитрить.

                          С таким характером не спорь,

                          Не стой над кратером.

                          Как тяжело, что режиссёр

                          С таким характером!

                          Летим, минуя общий створ,

                          Своим фарватером…

                          Как повезло, что режиссёр

                          С таким характером!..

2 комментария

  • Лина. Филолог.

    Сколько волнующих ностальгических воспоминаний вызовет этот прекрасный очерк у всех, кто близко знал Регину Гринберг и видел хоть один спектакль этого необыкнованного Театра! Сужу по себе, но уверена, что Андрей разбудил память многих… Удивительно точно рассказано о резких перепадах ее творческого и «просто бытового» настроения, из-за чего общение с ней бывало и очень трудным, и — захватывающе вдохновляющим. Мне очень понравилась остроумная и тонкая психологическая «догадка» Андрея — что она «лучше всех ЗНАЛА», когда «все будет хорошо», когда — плохо, и все не понимающие ее раздражали, поэтому она так часто бывала раздражена… Да уж! Но главное, конечно — великолепные спектакли! Всю жизнь восхищенно помню моноспектакль о Марине Цветаевой «Настал Черёд» с блестящим исполнением Надежды Ромапновой. Регине Гринберг повезло на талантливого ученика и глубоко понимающего ее мемуариста, вспоминающего ее без идеализации, но с глубокой преданностью.

  • admin

    Вы очень добры, Лина! Сегодня я выложил ещё статью о Регине Гринберг. Почитайте. А я планирую ещё писать о ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *