Про актёров и спектакли

Когда всё только начиналось (1)

Для первых актёров Молодёжного театра всё начиналось со студии при областном драмтеатре. В эту студию в 1956 году их отобрали по конкурсу из множества претендентов. Поначалу с ними занимались сцендвижением, техникой речи, этюдами. Всё было замечательно. Они даже стали выходить в спектаклях театра. В массовых сценах.

Но, как это обычно бывает с хорошими начинаниями, постепенно финансирование и энтузиазм организаторов этой студии иссякли. Работа утратила систему, регулярность.  Выходы в массовке стали основным их делом. Этакий бесплатный вспомсостав.

Неудивительно, что внутри студии вскоре созрел заговор. Они решили создавать собственный театр. Тогда во многих городах страны стали появляться молодёжные театры-студии. Это было их время!

В числе заговорщиков оказалась 30-летняя Регина Гринберг.

Она — была в худсовете театра драмы. К тому времени уже заявила о себе, как постановщик спектаклей и чтецких программ со студентами техникума.

Порой, в рассказах любимых мною основателей Молодёжного театра роль Регины Гринберг на этом этапе представляется какой-то чудной. «Всё начиналось с нашей студии. Мы были все равны. Решали: ну, кто будет режиссёром? Любой бы мог, если б захотел. Но все хотели быть артистами. Сказали: давай, Регина, будь режиссёром!»

Всегда знал: Регина и заговор завертела, и поддержки в обкоме комсомола добилась. Пьесой А.Галича «Походный марш» увлекла. Принципы работы сформулировала. Решение спектакля придумала. И его поставила. Главным мотором была. Стратегию признания театра продумала и осуществила.

Да и кому же ещё было возглавить дело, как не ей? Она прошла студенческую самодеятельность МГУ. Знала наизусть всего Маяковского.   Была старше всех. Тост за свой театр все они подняли именно на её дне рождения. И предложила-то она. И энтузиазм её не иссякал! Ни тогда, когда всё начиналось, ни долгие годы потом.

«Походным маршем» они мощно заявили о себе.

Поэтизированный рассказ о молодых энтузиастах – строителях Магнитки никого не мог оставить равнодушным.

Регина сохранила и даже особо приподняла поэтические вставки-интермедии. Их обычно выбрасывали другие постановщики этой пьесы. Да, ведь без них пьеса превращалась в заурядную драму. А с ними начинала звучать в унисон с удивительным временем молодых надежд.

Такого театра ждала молодёжь,

и — повалила на этот спектакль. Театр признали. Дали помещение: клуб машиностроителей. Даже временно пожертвовали такой «священной коровой», как план сборов от киносеансов.

Секретарь обкома комсомола Ремир Лопаткин изначально активно им помогал. Он добился московской комиссии для оценки творческого уровня Молодёжного театра.

Приехали создатели театра «Современник» Олег Ефремов и Галина Волчек. После просмотров они долго говорили.

Олег внушал Регине,

комплексовавшей по поводу отсутствия театрального образования: «Пойми, ты – уже режиссёр! Ты должна ставить спектакли! Учиться, корочки — потом. Сейчас надо ставить». Регина это знала и сама. Но такая поддержка была для неё неоценимой.

Ещё несколько лет она продолжала по инерции преподавать свою политэкономию. Но все интересы и заботы Регины Гринберг были связаны теперь с Молодёжным театром.

С первым своим спектаклем они стали лауреатами Всесоюзного смотра.

Поехали на гастроли в Москву. Там состоялась первая встреча с автором. Хворавший Александр Галич принял ивановцев у себя дома.

Москва сразу же обратила на них внимание. Выделила из десятков дерзающих молодёжных студий. «Литературная газета», журнал «Театр» писали об оригинальном и талантливом коллективе из Иванова. И о его руководителе Регине Гринберг. 

Москва. После спектакля на ВДНХ, 1959 год

Подоспело правительственное решение о создании народных театров. В числе первых это звание получил Ивановский молодёжный.

Им дали возможность самим выбрать клуб для размещения там театра. Они остановили свой выбор на клубе фабрики имени Балашова. Там из-за удалённости киноустановка не выполняла плана. Убрать её было проще, чем из любого другого клуба города.

Здесь, на своём стационаре,

в 1960 году они выпустили второй спектакль «Два цвета» — по молодёжной пьесе А.Зака и И.Кузнецова. В Москве шёл популярный спектакль «Современника» по этой пьесе. Поставил его Олег Ефремов. Пьеса о борьбе молодёжи за хорошую жизнь со всяческими антиобщественными элементами. За высокие принципы с беспринципными личностями. 

Главную роль сыграл молодой студент Станислав Малинкин. На многие годы он стал любимым актёром Регины Гринберг.

Сам выбор пьесы говорит об уровне притязаний коллектива и в первую очередь Регины Гринберг. Вступить в соревнование с самим Ефремовым! Вступили. Работали увлечённо и очень серьёзно. Изучали работу милиции и народной дружины. Ходили на опорные пункты. Участвовали в рейдах. И снова удача. Снова гастроли в Москву. И снова рецензия в журнале «Театр»!

Станислав Малинкин (слева) и Олег Болонин в спектакле «Два цвета»

Публика, игнорировавшая киносеансы в удалённом от центра клубе, стала ходить сюда на спектакли Молодёжного театра. Шпана «Зубковского двора», как назывался лихой район, где теперь размещался их театр, тоже стала ходить на спектакль. И переживать за сверхположительного героя Станислава Малинкина – Шурика Горяева. «Шурик, не ходи туда, там бандиты!» — кричали местные хулиганы, пытаясь предотвратить трагический исход.

То, что Регина Гринберг и её актёры делали в первых спектаклях,

когда всё начиналось, было в русле официальной пропаганды, но это не было конъюнктурным. В то время они сами были в том же русле. И были совершенно честны.

Потом — ещё один молодёжный спектакль. И уморительно смешные, как говорят, «Водевили» А.Чехова.

А.Чехов. «Водевили», сцена из «Предложения»

Стали читать стихи, выпустили концерты «Евгений Евтушенко», «Лирика и сатира В.Маяковского». Ну, как же без стихов, как же без Маяковского! Регина Гринберг не была бы собой, если бы не вырулила на Маяковского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.